В своей практике я часто сталкиваюсь с тем, что после покупки недвижимости люди высказывают удивление и недовольство количеством документов.
Люди ожидают, что им на руки попадет пачка документов и в каждом будет написано, что Марья Ивановна новый владелец квартиры. На самом деле после заключения сделки продажи-покупки недвижимости покупатель на руки получает только нотариальный акт. И все.
Нотариальный акт — это основной документ, который подтверждает право собственности на недвижимость. В нем содержится подробная информация о сделке: кто продает, что продает, кому продает. Подробнее о нотариальном акте здесь.
Только на основании нотариального акта владелец далее регистрирует свою недвижимость в налоговой, переоформляет номера платежей коммунальных услуг на свое имя. Без нотариального акта Вы этого попросту не сможете сделать.
После сделки, когда внесена оплата, оплачены нотариальные и муниципальные таксы, нотариус регистрирует сделку в имущественном регистре Агентства по вписываниям. Разумеется на основании Нотариального акта.
Что происходит дальше после сделки?
А после сделки порядок действий такой:
- Новый счастливый владелец квартиры должен в 7-дневный срок зарегистрировать свою недвижимость в регистре БУЛСТАТ. Для этого нужно заполнить заявление. Основание для этого? Нотариальный акт (копия). Номер БУЛСТАТ Вы получите на бумаге. А приблизительно через 2 месяца будет изготовлена пластиковая карточка БУЛСТАТ.
- Далее Вам нужно заглянуть в налоговую администрацию и задекларировать недвижимость там. Для этого Вам нужно будет заполнить декларацию, предъявить Нотариальный акт (копия) и номер БУЛСТАТ. На эту процедуру у Вас есть 2 месяца.
- Далее Вам необходимо провести актуализацию недвижимости в службе по Кадастру и Геодезии. Временных ограничений нет, но если Вы надумаете продать недвижимость, то этот документ будет необходим на сделке.
- И после всего Вам нужно будет переоформить номера для платежей коммунальных услуг на свое имя.
Еще раз подчеркну, что ни БУЛСТАТ номер, ни новые номера для платежей коммунальных услуг Вы не получите без копии Нотариального акта. Это основной документ, согласно которому Вы являетесь собственником недвижимости.
И c другой стороны, если у Вас на руках уже есть Нотариальный акт, то можете успокоиться и идти праздновать. Вы уже являетесь полноценным владельцем квартиры или дома. Все остальные бумаги и документы не представляют ценности без нотариального акта.
Добрый день Людмила! У меня такой вопрос : что делать, если договор купли- продажи, тобишь, Акт 16 испорчен- расплылась печать. Возможна продажа апартамента, с таким документом, или придётся менять и заверять у нотариуса?
Здравствуйте, Анжела
Договор купли-продажи — это не Акт 16, а нотариальный акт купли-продажи недвижимости. Актом 16 называют Акт о вводе в эксплуатацию строительного объекта.
Если нотариальный акт купли-продажи испорчен, то его можно восстановить. Нужно заказать и получить заверенный дубликат документа о собственности. Это можно сделать как у нотариуса, у которого оформлялась сделка купли-продажи (если сделка состоялась не раньше, чем в последние 5 лет) или в службе регистраций (в имущественном регистре) — независимо от даты сделки. Заверенный печатями дубликат нотариального акта купли-продажи будет иметь силу оригинала.
С уважением, Людмила
Людмила, добрый день! Вопрос не по продаже, но может сможете разъяснить ситуацию. Покупала аппартаменты в комплексе с идеальными частями в 2008 году (на этапе строительства). В 2010 году комплекс был запущен в эксплуатацию. Управление и обслуживание комплекса вела УК, организованная самим же застройщиком, с которой у меня был составлен договор, по которому я платила за обслуживание. В 2020 году УК передала свои полномочия так называемому Кондоминиуму, не уведомив меня и не расторгая со мной договор, который бессрочен(как указано в договоре) Мало того, мне не предоставляют информацию, на каких правовых основаниях и на каких условиях компания-застройщик передала управление Кондоминиуму. В рамках каких юридических документов я должна дальше действовать с Кондоминиумом и вносить взносы. Насколько я понимаю, Кондоминиум является юридическиой, но не коммерческой организацией, но тем не менее, я не могу добиться от них каких либо правовых документов, на основании которых я должна платить взносы. Разъясните пожалуйста правовую цепочку и какие документы должны быть оформлены в таком случае? Заранее спасибо!
Здравствуйте, Ирина
То, что вы имеете в виду под «Кондоминимумом», действительно не коммерческая организация, деятельность которой, в Болгарии, регулируется Законом об управлении этажной собственностью и всё очень подробно описано в тексте Закона. Ознакомиться с законом можно ЗДЕСЬ.
Что касается «бессрочного договора», то с болгарским Законом об обязательствах и договорах можно подробно ознакомиться ЗДЕСЬ
Чтобы я могла более компетентно ответить на ваши вопросы, мне необходимо ознакомиться с условиями договора с УК, который вы с ними подписывали.
В принципе, если ваша недвижимость расположена в многоквартирном доме или комплексе апартаментов, то как правило, всегда есть какая-то такса за поддержку и обслуживание территории и общих частей здания/подъезда/комплекса/. Все оплаты за поддержку рекомендую оплачивать банковским переводом на банковский счёт Управляющей Компании (или фирмы, обслуживающей ваше здание/комплекс). Так у вас сохранятся все банковские квитанции, подтверждающие оплату и к вам не возникнет претензий при использовании жилья, сдаче в аренду или при продаже.
С уважением, Людмила
Добрый вечер.
Занимаетесь ли вы после продажной регистрацией недвижимости?
Здравствуйте, Сергей
Да, мы с коллегами занимаемся регистрацией недвижимости после покупки! Мы предлагаем любые услуги, связанные с недвижимостью в Болгарии.
Обращайтесь!
С уважением, Людмила Шабанина