По дороге в Старосел, мы решили заехать в Пловдив, специально, чтобы посетить новую достопримечательность города — «Епископальную базилику Филиппополя» , открытую для туристов после пятилетней реставрации в апреле 2021 года.
Мозаичные полы базилики символизируют, потрясают, воздействуют и будоражат. Это впечатляющий туристический объект в Пловдиве из разряда MUST SEE обязательно! Рассказ о многовековой истории удивительного города представлен здесь в изысканной и увлекательной форме.

Посещение базилики
Епископальная базилика Филиппополя находится в центральной части Пловдива по адресу: бул.“Княгиня Мария Луиза“ №2.
Мы приехали в Пловдив к обеду и после небольшой прогулки по городу пришли в базилику за пару часов до её закрытия (около 15.30). Конечно, этого времени недостаточно для углублённого знакомства со всеми экспонатами, расположенными в просторных залах на двух этажах. Чтобы спокойно и вдумчиво всё осмотреть, необходимо как минимум часа четыре. А если приходить с детьми, то и целого дня будет мало. На втором этаже есть интерактивная «зона исследователя», где посредством увлекательной игры, маленькие туристы (6-12 лет) могут не только познать историю и познакомиться с бытом людей «из прошлого», но и создать свою собственную мозаику и позаниматься другими видами творчества.
Стоимость билета для взрослых: 12 лв (6 евро).
Часы работы базилики:
В ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ
/апрель – октябрь/
ПОНЕДЕЛьНИК – ВОСКРЕСЕНЬЕ: 9:00 – 18:00
В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ
/ноябрь – март/
ПОНЕДЕЛЬНИК – ВОСКРЕСЕНЬЕ: 9:00 – 17:30
При входе в базилику каждому посетителю предлагается по специальному QR коду перейти на страницу со списком аудио записей, которые можно слушать, прогуливаясь по экспозиционному пространству. В каждой зоне (а их в общей сложности более 40, не считая открытого пространства во дворе базилики) есть информационное табло, на котором предоставлена подробная информация о конкретном экспонате. В левом верхнем углу каждого табло указан номер рядом с иконкой «наушники». Номера экспонатов соответствуют номерам аудио записей. Таким образом, рассматривая экспонат, о нём можно и прочитать, и прослушать рассказ аудиогида. Такой современный формат экскурсии позволяет гулять и получать информацию в собственном темпе.
Экспозиционные зоны соединены между собой прозрачными стеклянными мостами. Ходить по ним можно только в бахилах, которые необходимо обуть у информационного бюро при входе.
Организаторы экспозиции рекомендуют начать осмотр базилики со двора, затем пройтись по правой стороне (вдоль южной стены), по винтовой рампе подняться на второй этаж, после чего опять спуститься вниз, где завершить прогулку вдоль северной стены. Именно в такой последовательности упорядочены аудио записи. А если гулять произвольно, то в списке аудиогида нужно найти запись, соответствующую названию и номеру того или иного информационного табло.
В начале экспозиции, возле информационного табло №6 под названием «Сила места» (болг. Силата на мястото), установлены проекторы, заглянув в которые можно, переключая изображения, рассмотреть очертания фундаментов различных построек, возводившихся на протяжении веков.
Многопластовая история базилики, символизм и красота мозаик оказывают совершенно магическое воздействие, перенося современных жителей и гостей города из реальности 21 века в античную эпоху Римской Империи.
С удовольствием делюсь увиденным с вами и благодарю, что читаете мой блог!
При подготовке этой статьи были использованы следующие источники:
Официальный сайт Епископальной базилики Филиппополя и сайт журнала «Градът»

Долгое возвращение из забытия
С IV по VI века епископальная базилика была центром жизни позднего античного Филиппополя. Сюда стекались прихожане. В полумрачной, богато украшенной, базилике крестили детей и взрослых. Возможно, в ней заседал и так называемый «антисовет арианских епископов», в противовес церковному совету в Сердике, который осудил их учение как ересь.
Но настал момент, когда епископальная базилика была заброшена, останки захоронены, и время стёрло воспоминания о ней.
Забвение длилось до 1980-х годов, когда при строительстве метро были найдены останки масштабного здания, украшенного мозаикой с геометрическими орнаментами и птицами. В 1982-1986 гг. группа специалистов Пловдивского областного археологического музея под руководством Елены Кесяковой исследовала около половины базилики. Часть мозаик хранились в музее. Над развалинами построили защитный покров, но неизведанная часть оставалась под землёй.
В 1995 году базилика была объявлена памятником культуры национального значения. Но, к сожалению, в 1999 году защитное покрытие обрушилось. Состояние мозаики ухудшилось. Частичные раскопки в 2002 году показали, что базилика была построена поверх ещё более древнего здания, мозаичные полы которого были покрыты тонким слоем песка. В последующие несколько лет объект опять утонул в забвении.
Всё изменилось благодаря инициативе и финансированию Фонда «Америка для Болгарии» и Общины Пловдива. В 2016-2017 годах Епископальная базилика была полностью исследована командой Регионального археологического музея Пловдива под руководством Жени Танковой и реставраторами под руководством доцента Елены Кантаревой-Дечевой.
Реставрация
Реставрация уникальных античных мозаик осуществилась в период 2015-2020г. благодаря финансовой поддержке фонда «Америка для Болгарии» в рамках совместного проекта с Общиной Пловдива по «Реставрации, экспозиции и построению защитного покрытия Епископальной базилики Филиппополя» и при участии сотен добровольцев.
И вот, после 5-летней реставрации, в Международный день «ЮНЕСКО за сохранение памятников культуры», 18 апреля 2021 года, эпическая базилика Филиппополя была официально открыта для посетителей.
История в мозаиках
Епископальная базилика в Филиппополе, древняя предшественница сегодняшнего Пловдива, является крупнейшей раннехристианской церковью в стране. Обнаруженная во время раскопок монета императора Лициния (308-324 гг.) даёт основание полагать, что базилика была одной из первых храмов, построенных в Римской империи после легализации христианства в 313 году. Размеры, убранство и центральное расположение церкви рядом с «Форумом» античного города свидетельствует о большой и влиятельной христианской общине в Филиппополе.
Базилика, шириной 36 м и длиной более 90 м, имеет впечатляющую архитектуру — центральный и два боковых нефа, апсиду, притвор (вестибюль) и атриум (открытый двор) с колоннадами. В центральном нефе возвышался отделанный мрамором пресвитерий (площадка для епископа и духовенства). Его интерьер украшали колонны с капителями с христианскими символами, фресками и роскошными мозаичными полами. Мозаики также являются наиболее хорошо сохранившейся частью здания. Выполнены в три этапа, они образуют два пласта и имеют общую площадь 2000 кв.м.
МОЗАИКИ РИМСКОЙ ЭПОХИ В ФИЛИПППОЛЕ ОШЕЛОМЛЯЮТ СВОИМ ВЕЛИЧИЕМ И БОГАТСТВОМ. ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ НАСТОЯЩИМ ШЕДЕВРОМ ПОЗДНЕГО АНТИЧНОГО ИСКУССТВА, ВДОХНОВЛЯЮЩИМ СОВРЕМЕННЫЕ ПОКОЛЕНИЯ.
Источник: официальный сайт Базилики

Церковь была сердцем христианской жизни в городе между IV и VI веками, прежде чем она была разрушена и заброшена, возможно, в результате сильного землетрясения.
Но история этого места гораздо богаче и охватывает не менее 12 веков.
Базилика построена на руинах старинного здания, вероятно, I века нашей эры. После заброшенности церкви в X-XII веках на этом месте возник большой христианский некрополь с кладбищенской церковью, украшенной изысканными фресками.
Епископальная базилика древнего Филиппополя занимает центральное место и в современном Пловдиве. Она находится недалеко от центральной площади и католического собора „Св. Людвиг“, олицетворяющего вечный пример преемственности духовных идей, передаваемых из поколения в поколение на протяжении многих веков.




Когда, в начале1980-х, мозаика «Источник жизни» была открыта, изображение павлинов у источника было почти непострадавшим. В 80х полная консервация и реставрация были невозможны. Поэтому мозаикуа была оставилена на месте и покрыта защитным слоем песка. Когда реставраторы заново открыли мозаики в первом десятилетии 21 века, они с разочарованием увидели, что один из павлинов пропал. Является ли это результатом интереса частного коллекционера или неадекватной консервации, увы, остаётся загадкой…
Информационное табло №32 в Центре для посетителей Епископальной базилики Филиппополя

Мозаика — одна из узнаваемых и широко распространенных форм римского искусства, уцелевших с античных времён. Для римлян мозаики были важным художественным инструментом. В создании мозаики принимали участие три группы мастеров: художники разрабатывали изображения божеств, фрагментов повседневной деятельности, животных и геометрических орнаментов; специалисты по резьбе по камню подготавливали небольшие кусочки скалы (тессеры), которые использовались для оформления изображения; затем третья группа мастеров готовила влажный раствор и укладывала в него тессеры.
Информационное табло №16 в Центре для посетителей Епископальной базилики Филиппополя








Когда, в 45 г. н.э, Филиппополь стал частью Римской Империи, в нём почитались множество богов. Официальное божество города Аполлон Кендризийский объединял фракийские и греческие религиозные идеи, и ему поклонялись в большом храме на одном из городских холмов. Горожане молились местным богам, таким как Фракийский всадник, и иностранным богам, таким как греческий Зевс. Вместе с римлянами в Филиппополь прибыло больше божеств, таких как Император, и Митра, покровитель солдат и ветеранов, божество персийского происхождения. Когда христианство было узаконено в 4 веке, Филиппополис начал превращаться в христианский город, и многие его языческие храмы были заброшены или преобразованы в церкви.
Информационное табло №29 в Центре для посетителей Епископальной базилики Филиппополя



P.S. Интересная идея! Кампания «Подари себе птицу»
В сентябре 2018 года активные граждане и представители бизнеса в Пловдиве объявили, что объединяют усилия в «Фонд друзей базилики Пловдива». Миссия «друзей» заключается в том, чтобы превратить епископальную базилику в оживленный культурный центр, привлекательное место для детей и взрослых, жителей Пловдива и гостей из Болгарии и всего мира.
Первая инициатива «Друзья Базилики — Пловдив» — это акция «Подари себе птицу». Каждый может выбрать из почти 100 мозаик с птицами, о которых можно «позаботиться», сделав пожертвование.
Кампания «Подари себе птицу» направлена на то, чтобы мотивировать общественность и представителей бизнеса объединить усилия и пожертвовать средства, чтобы помочь долгосрочной деятельности музейного комплекса Базилики предлагать более насыщенный и разнообразный культурный контент — выставки, концерты, представления, детские программы, научные конференции.
Подробнее о том, как «подарить себе птицу» и что вам эта птица принесёт, можно узнать здесь
Как у болгар в народе говорят, птица садится на плечо лишь один раз. Поймайте момент и пригласите удачу к себе в дом или офис, подарив себе птицу.
Подари себе птицу!
И в завершение… несколько фотокарточек, сделанных мной во время прогулки по осеннему Пловдиву



